Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Методическое эссе по произведению «Зеленая лампа» (Грин А. С.)

Одним из важнейших вопросов, какими задается методика преподавания литературы, был, есть и будет вопрос отбора произведений, которые нужно изучать в рамках школьной программы. Каким бы масштабным, каким бы гениальным, каким бы глубоко нравственным ни было литературное наследие, с которым современный человек имеет возможность познакомиться, охватить и прочитать всё никогда не получится. Поэтому остро встает вопрос не только обязательных для изучения произведений, но «необязательных» — текстов, которые рассматриваются на внеклассных уроках литературы. В рамках школьной программы дети знакомятся с замечательной повестью «Алые паруса» А. С. Грина. Это произведение рассказывает добрую историю девушки, чья совершенно чудесная мечта сбылась самым чудесным образом.

Но, по моему мнению, у А. С. Грина есть и другие, заслуживающие внимание школьников произведения, которые можно разобрать на уроках внеклассного чтения. Одним из таких произведений является рассказ «Зелёная лампа».

«Зелёная лампа» — совсем небольшой рассказ, повествующий о событиях, которые происходили в Лондоне в промежуток между 1920 и 1928 годом. Сюжет произведения такой: один джентльмен по фамилии Стильтон, давно пресытившийся жизнью и познавший всевозможные развлечения, решает «проделать шутку» с бедняком Ивом, которого он со своим приятелем увидел на улице в состоянии обморока.

Маленьким дополнением становится неопределенность срока данного уговора («может быть, год, может быть, всю жизнь») и то, что лампа будет сигналом для состоятельных людей, которые непременно придут к Иву (что на самом деле было ложью). Казалось бы, огромной щедрости предложение — помочь бедняку встать на ноги, получить деньги за простую работу, чтобы начать учиться или искать работу другую, более прибыльную. Но Стильтон делает это совершенно из иных, вовсе не добрых побуждений:

Спустя много лет Стильтон, «грязный, скверно одетый человек с истощенным лицом», попадает в больницу с переломом ноги, и хирургом, который будет проводить операцию, окажется Ив. За пару лет выполнения уговора он приобрел интерес к медицине, благодаря своей пытливости и старательности преуспел в этом и много узнал, благодаря знакомому студенту сдал экзамены и поступил в медицинский колледж и, наконец, благодаря случаю столкнулся со Стильтоном на улице под окном с зеленой лампой и узнал о сущности «шутки». Но Ив не злился на Стильтона за эту подлость, потому что понимал, что именно он подарил ему возможность стать человеком. А Стильтон в свою очередь разорился и спился.

Этот рассказ мне очень нравится своей проблематикой и сюжетом, и я всегда советую его к прочтению, поскольку после знакомства с данным произведением нельзя не задуматься о жизни своей и жизни в целом. Этот рассказ о том, что судьба — вещь очень неоднозначная, потому что человек в силах и в состоянии изменить ее, но стечение некоторых обстоятельств невозможно предугадать или создать искусственно. Этот рассказ о том, как меняет людей со слабым характером «хорошая» жизнь. Этот рассказ о том, как меняют жизнь люди с сильным характером. Этот рассказ о том, как справедлива судьба, как справедливы законы человеческой жизни.

Этот рассказ банально о том, что добро, упорство, старание, сила всегда побеждают и приводят к успеху. Этот рассказ о том, что человек всегда делает сознательный выбор, с последствиями которого он должен быть готов столкнуться. Этот рассказ о том, как разделяют людей деньги, как влияют на жизнь человека, и к чему в финале приводят две крайности — богатство и бедность.

Композиция рассказа подчеркивает проблематику, смысл и идею произведения: в первой части состоятельный Стильтон встречает бедняка Ива и помогает ему — во второй части образованный и сильный в медицине Ив помогает разоренному Стильтону с переломом. Такой сюжет ярче выделяет мысль о том, как непредсказуема, но справедлива жизнь, которая способна даже таких далеких друг от друга в социальном плане людей поменять местами и кардинально изменить их быт, характер и судьбу.

Рассказ «Зеленая лампа» я включила бы в список внеклассного чтения в 8-9 классе, потому что именно в этом возрасте дети смогут с присущей им искренностью и впечатлительностью прочитать историю Ива, проникнуться ею и в то же время с присущей детям этого возраста серьезностью и рассудительностью понять суть и глубину и социальной, и нравственной, проблемы, спросить себя «А как бы я поступил на месте Ива?» и ответить. А если не ответить, то непременно отправиться на поиски ответа.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.