|
Чацкий и Репетилов (ЕГЭ по литературе)В списке действующих лиц в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Репетилов стоит предпоследним, перед Петрушкой и «несколькими говорящими слугами». Уже одним этим отмечено его второстепенное место в пьесе. В сюжетной линии он не играет никакой, кажется, роли. «Передовой человек» является в дом Фамусова прямо из Английского клуба, когда бал уже закончен, а главный герой, испил чашу разочарования до дна, понимая, что прошедший день разрушил все его надежды и чаяния. С какой же целью А. С. Грибоедов вводит в свою пьесу «лишнего человека» Репетилова? Давно уже отмечено, что Репетилов – сюжетный «двойник» Чацкого, он повторяет всё, что происходит с защитником «века нового». Судите сами. Чацкий надеется на то, что Софья по-прежнему, как и три года назад, любит его. Но он опоздал. Девушка предпочла его другому – отцовского секретаря Молчалина, увидев в нём идеального мужчину. Репетилов торопится на бал и опаздывает. Но если для Чацкого его опоздание означает крушение всех его чаяний и надежд, то Репетилова ничуть не волнует, что он приехал лишь к концу вечера. Чацкий падает, едва появляясь на сцене, - к ногам любимой девушки. Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног, - каламбурит остроумный герой и с жаром целует руку Софье. Репетилов, вбегая на крыльцо, «при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется». Своё падение посетитель Английского клуба растолковывает как хорошую примету: Как будто знал, сюда спешу, Хвать, об порог задел ногою, И растянулся во весь рост. Хорошая примета сбылась: он встретил Чацкого, к которому у него, по его же собственному выражению, «влеченье, род недуга…» Но если падение Чацкого – это романтический жест, который возвышает влюблённого героя, то в случае с Репетиловым это грубо – комический эффект, делающий героя смешным. Таким образом, мы видим, что Репетилов – пародийная тень Чацкого. Своей ничтожностью он подчёркивает масштаб личности главного героя. Фамилия Репетилова образована от французского слова, в переводе на русский язык обозначающего «повторять». Комичный персонаж только внешне повторяет Чацкого, а по сути, является его антиподом. Всё, что бывший воспитанник Фамусова выстрадал, Репетилов подхватил у моды. Он восторженно клянётся «приятелю» в преданности. А разочарованный герой, напротив, не скрывает своего презрительного отношения к пустомеле и пустозвону. Репетилов это понимает и занимается самоуничижением: Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. Желая получить одобрение умного человека, Репетилов с восторгом рассказывает о «шумном заседании» в Английском клубе, с гордостью заявляет о том, что он член тайного общества. Но Чацкий иронично относится к этому сообщению: Вот меры чрезвычайны, Чтоб взашеи прогнать и вас, и ваши тайны. Репетилов не может вразумительно объяснить, по какой причине члены «тайного общества» так кричат и «беснуются» на своих собраниях: Шумим, братец, шумим. Он настолько увлечён своей болтовнёй, что не замечает, как исчезают его собеседники: сначала Чацкий, затем скалозуб. «Передовой человек» быстро соглашается с мнением фамусовского общества о том, что Чацкий – сумасшедший.: Простите, я не знал, что это слишком гласно. Автор так располагает сцены с двумя героями, что они идут параллельно, повторяя только внешнюю канву. Например, Чацкий произносит свой страстный монолог о французике из Бордо, не замечая, что гости его не слушают, а изображают, как они усердно вальсируют. репетилова тоже никто не слушает. Но если невнимание к персоне «вольнодумца» из Английского клуба происходит из-за его ничтожества, то демонстративное игнорирование Чацкого – следствие страха перед «крамольными» идеями «карбонария». параллель присутствует и в изображении отъезда героев. Репетилов говорит своему лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идёт к рассвету. Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. Ему всё равно, куда ехать, потому что со своей пустой болтовнёй он будет принят везде. В последних же словах гонимого обществом за инакомыслие Чацкого боль и страдании: Карету мне, карету! Ему остаётся только лишь «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Мы видим, что Репетилов введён в четвёртое действие с целью усилить трагичность образа Чацкого, который в сюжетной схеме всё-таки занимает комичное положение влюблённого неудачника. Читатели и зрители убеждаются в том, что главный герой – сильная личность, он из тех, кто один в поле воин, кто бросает вызов безличному обществу. Репетилов – человек толпы, и даже его участие в «тайном обществе» - одна из форм всеобщего безличия. Таким образом, значение параллели «Чацкий – Репетилов» двояко. С одной стороны, эта параллель возвышает героя по контрасту с ничтожным, пошлым и пустым Репетиловым. С другой стороны, она заметно снижает Чацкого, который отражается в Репетилове, как в кривом зеркале. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|