Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А. С. Кушнер «Декабрьским утром черно-синим…» (Анализ стихотворения, стиха)

Пейзажные зарисовки в поэтическом изображении бывают разными: у одних природа выступает в качестве символа начала новой жизни и душевного равновесия, у других – является фоном для раскрытия взаимосвязи внутренних и внешних перемен. Попытаемся разобраться, в чём заключается специфика пейзажного обрамления внутреннего мира лирического героя в стихотворении Кушнера «Декабрьским утром чёрно-синим...» и почему реминисценции занимают важное место для понимания сути «игры на угадывание» Кушнера с читателями.

Стихотворение «Декабрьским утром черно-синим...» состоит из трёх октав, в первой представлена одна парная рифма, перекрёстная и последующие две октавы написаны перекрёстной рифмой, что придаёт некоторое ритмическое нарастание действию.

Первая октава начинается с инверсии («Декабрьским утром черно-синим / Тепло домашнее покинем»), уже здесь мы сталкиваемся с иным положением построения предложений, которое будет ведущим до конца стихотворения. Перед нами разворачивается противопоставление дома и улицы (замкнутое и открытое пространство; тепло-холод, пар-лёд). В данной части лирическое начало безлично, однако возникает образ прелестного друга, обозначенного местоимением «ты», которое далее перерастёт в «мы» и погибнет в «я». Вторая октава открывается обозначением ночного времени суток, которое тут же перерастает в настоящее, утреннее. Аллитерация на "с" («Шёл ночью снег / Скребут скребками») способствует возникновению ощущения сквозного ветра. Лирический герой с возлюбленной противопоставлены суетному мироустройству: кто-то бежит, а «мы дрогнем в тёмном переулке». Герой обладает поэтическим восприятием мира, он понимает, что это хаотичное движение людей, которые не замечают красоты вокруг (потому и торопятся), противоречит его сущности, он восклицает: «Как не похожи на прогулки / Такие выходы к реке!». В третьей части достигает завершения исходная ситуация разлада между внутренним ощущением лирического героя и внешней данностью: он пытается возродить поэтический взгляд на мир, который безразличен окружающим. Но городская спешка берёт вверх и убивает героя лапой повседневности.

Помимо структурной специфики стихотворения, стоит отметить наличие прямых цитатных отсылок к пушкинскому «Зимнему утру», однако если у Пушкина восприятие зимней поры сопряжено с чувством восхищения, бурая кобылка несёт лирического героя к родным берегам, с которыми многое связано, то у Кушнера на первый план выходит столкновение лирического героя с обыденностью, он пытается вернуть прежнюю красоту, но этот «фокус» поэтического взгляда на мир не выходит. Не кобылка, но своеобразный аналог, символ прогресса — автобус уже упущен лирическим героем и потому ему предначертана смерть, герой не в силах перебороть прозаичность жизни.

Таким образом, пейзаж в стихотворении Кушнера служит фоном, благодаря которому мы можем увидеть раскрытие внутреннего мира лирического героя. Общее полотно мастерски дополняется контрастом между двумя одинаковыми «точками зрения» восприятия мира, но разными ситуациями их реализации: в «Зимнем утре» лирический герой находится в сельской местности, в уединении, где ничего не мешает всецело отдаться поэтическому началу, а в «Декабрьском утре чёрно-синем…» герой помещён в динамичное городское пространство, где чрезмерные мечтания не приветствуются, потому что есть спешка, дела; мороз — это уже не источник вдохновения, а просто неблагоприятное погодное условие, в котором гибнет личность Поэта.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском