Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ поэта в рассказе Ф. Крюкова «Счастье» (Литература XX века)

Рассказ Ф. Крюкова «Счастье» представляет собой художественное осмысление социально-политической ситуации, возникшей в начале XX века в России. В это время в общество, в частности крестьянскую (казачью) среду, начинают проникать идеи социализма, приведшие к революциям. В связи с этим основной темой рассказа становятся темы протеста, свободы, а также поэта и толпы. Главный герой рассказа — молодой казак Сергунька (Сергей Безпятов), увлекается чтением книг и сочинением стихотворений. Композиционно рассказ делится на 3 части, каждая из которых содержит определенную идею, помогающую в раскрытии образа героя.

В первой части мы знакомимся непосредственно с героем и его окружением. Увлечение Сергуньки литературой не понимает ни жена, ни дед Герасим, знающий церковную грамоту. «Износившиеся от черного неблагодарного труда» жители станицы, их увлечения, заключающиеся в дневном сне и сидении на завалине в свободное от работы время, противопоставляются грамотному Сергуньке, стремящемуся к искусству и просвещению. Описание «убогого, серенького» двора, на котором живет герой, упоминание о том, что «вся жизнь уходит на созидание и поддержание этого скудного гнезда», ограниченное пространство (станица), на котором происходит действие, создает экзистенциальную атмосферу.

Вторая часть рассказа знакомит с Сергунькой — уже признанным простыми жителями станицы поэтом. В этой главе подчеркивается, что слушателей заинтересовала в большей степени гражданская лирика героя, а «чистая» тонкая лирика, написанная «с трепетом», осталась неоцененной. В данной главе раскрывается отношение простого народа к власти — мужикам, читающим сатирическую поэму Сергуньки понравилась насмешка над лицом, стоявшим «не на последней ступеньке станичной власти». С другой стороны, в данном эпизоде раскрывается проблема непонимания народом искусства, душевных переживаний поэта, отраженных в стихах.

В третьей заключительной главе сосредоточена главная идея произведения. Эта же идея прослеживается и в заглавии рассказа. Главный герой, запертый в каталажке по приказу разгневанного генерала, осознает, что счастье заключается в честности и в борьбе за правду. Сергунька понимает, что истинная свобода не физическая, а внутренняя, и в этом он видит счастье.

Образ Сергуньки воплощает тенденцию прозы начала XX века к появлению нового типа героя в литературе — «задумавшегося» мужика. Данный тип позволяет говорить о трансформации типичного для литературы прошлых лет маленького человека в среднего. Средний человек осознает свою ценность и место в мире, что подталкивает его на внутренний, опосредованно выраженный протест. Так, в рассказе протест героя выражается в чтении и хранении «запрещенной» литературы, сочинении сатирической поэмы, обличающей станичную власть.

Таким образом, рассказ «Счастье» показывает развитие социально-политических проблем, актуальных для времени его написания, а также место и взгляды простого человека на них.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.