Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Изображение 18 века в комедии «Горе от ума» и романе Пушкина «Капитанская дочка» (Сравнительный анализ)

Восемнадцатый век — это переломный этап в истории России, время больших перемен в политической и культурной жизни. Поэтому неудивительно, что размышления об этой эпохе встречаются в произведениях русской литературы 19 века. К таким произведениям можно отнести комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Во взглядах этих писателей на восемнадцатое столетие можно найти как общие черты, так и отличия.

В комедии Грибоедова «Горе от ума», действие которой происходит в конце 1810-х годов, часто поднимается тема прошедшего восемнадцатого века. Уже в первом действии Чацкий при встрече с Софьей спрашивает у нее про тетушку («А тетушка? всё девушкой? Минервой? / Всё фрейлиной Екатерины Первой?»). Конечно, тетушка была явно фрейлиной Екатерины Второй. Чацкий намеренно употребляет гиперболу, чтобы подчеркнуть солидный возраст тетушки. Упоминание Минервы тоже не случайно.

Как правило, все русские императрицы, в частности, Екатерина Вторая, часто изображались в образе античной богини мудрости. Фраза Чацкого «Воспитанниц и мосек» полон дом» напоминает о том, какую важную роль придавала Екатерина воспитанию (при ней был открыт Смольный институт благородных девиц), а также о её любви к комнатным собачонкам (можно вспомнить сцену из «Капитанской дочки» — встречу Маши Мироновой с Екатериной в Царском Селе). На Екатерину Вторую намекает, вероятно, и фигура Графини бабушки, которая говорит явно с немецким акцентом. В ее уста Грибоедов вкладывает фразу «окаянный волтерьянец» (о Чацком), что напоминает нам о знакомстве и переписке Екатерины Второй с Вольтером.

Для Фамусова, чья молодость пришлась на царствование Екатерины Второй, всё лучшее осталось в «веке минувшем». Фамусов восторгается людьми минувшего века, их умением продвинуться по службе. В монологе Фамусова из второго действия упоминается покойный Кузьма Петрович, камергер, который ловко устроил свою жизнь («богат, и на богатой был женат…», «с ключом, и сыну ключ сумел доставить…»). В диалоге с Чацким Фамусов призывает его брать пример с «отцов», т. е. с людей прошлого века, к которым Фамусов причисляет себя и дядю Максима Петровича. Максим Петрович вызывает особый восторг у Фамусова своим уменьем «жить». Надменный и заносчивый с подчиненными и людьми ниже по званию, Максим Петрович не гнушался ролью шута при дворе императрицы, чтобы получить должность и богатство. Чацкий вступает с Фамусовым в спор, и его суждение о прошлом веке прямо противоположно фамусовскому. Так, он справедливо замечает, что вряд ли кто теперь захочет записаться в шуты, при императорском дворе это теперь не приветствуется. Тема прошлого века поднимается в монологе Чацкого «А судьи кто?..». Он направлен против поколения «отцов», которые живут понятиями и идеями прошлого века. В своём монологе он подвергает критике образ жизни дворян-крепостников 18 века. Чацкий приводит ужасающие примеры, когда помещик выменял своих верных слуг на собак, а разорившийся должник распродал своих крепостных артистов, разорвав семьи, оторвав детей от родителей. Чацкий возмущен тем, что Фамусов считает таких людей образцом для подражания.

Сатирически изображена в комедии и типичная представительница минувшего века старуха Хлёстова, для которой не существует разницы между «арапкой-девкой» и «собачкой».

Таким образом, в целом автор комедии «Горе от ума» критически относится к восемнадцатому веку и изображает его в основном с отрицательной стороны. Даже упоминаемые в монологе Чацкого исторические события — битва при Очакове и присоединение Крыма — никак им не комментируются. А ведь эти события, несомненно, можно оценить только положительно.

Несколько иное отношение к восемнадцатому веку у А. С. Пушкина. В его романе «Капитанская дочка» реалистически показаны как отрицательные, так и положительные стороны этого времени. Автор показывает не только жестокость восставших казаков, но и жестокость власти (можно вспомнить эпизод с изуродованным башкирцем). Поэтому Петр Андреевич Гринев, рассказывая о пугачевщине, радуется, что дожил до «кроткого царствования императора Александра».

Иначе, чем Грибоедов, Пушкин изображает людей восемнадцатого века. Многие герои «Капитанской дочки» живут в соответствии с их понятием долга и чести. Таковы отец и сын Гринёвы, семья Мироновых, поручик Иван Игнатьевич. Правда, Пушкин изображает и таких, для которых собственный покой или выгода дороже этих понятий. Так, на военном совете в Оренбурге генерал принимает решение ждать осады города вместо наступления. Это решение противоречит его взглядам, но он уступает воле большинства чиновников, присутствующих на совете, потому что так ему спокойней.

Иной, чем у Грибоедова, взгляд у Пушкина на отношения между дворянами и крепостными. Если Чацкий в своих монологах клеймит крепостное право, показывает жестокость дворян по отношению к крепостным, то отношения дворян и крепостных в «Капитанской дочке» напоминают семейные. Так, крепостной дядька Гринева Савельич воспринимается скорей как член семьи Гринёвых. Он искренне, по-отцовски любит Петра, которого воспитал и обучил грамоте. На следующее утро после попойки Савельич читает наставления барину. После ссоры из-за карточного долга Гринёв первый идёт на примирение с ним и обещает не тратить денег без его согласия. Савельич много раз выручает Гринёва из трудных ситуаций и спасает его жизнь, когда мятежники хотят казнить его.

Поскольку «Горе от ума» и «Капитанская дочка» относятся к разным жанрам, то и способы изображения минувшего века в них различаются. В комедии Грибоедова восемнадцатый век обсуждается в разговорах героев, в диалогах и монологах. Форма романа дает Пушкину более широкие возможности. Повествование о восемнадцатом веке ведется от лица очевидца событий, рассказчика, которому можно доверять. Поэтому роман Пушкина дает более широкую картину жизни прошлого века, показывает её отрицательные и положительные стороны.

Таким образом, в изображении восемнадцатого века Пушкиным и Грибоедовым имеются как общие черты, так и отличия. В отличие от Грибоедова, который подвергает критике «век минувший», Пушкин реалистически изображает восемнадцатое столетие с его достоинствами и недостатками.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.