|
Монологи и диалоги в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (ЕГЭ по литературе)Драматургия А. П. Чехова является ярким примером модерна в мировой литературно-театральной традиции. Благодаря тому, что жизнь в таких пьесах, как "Три сестры", "Чайка", "Вишнёвый сад" показана как можно более естественно и непосредственно, без явных авторских акцентов в классицистическом ключе, главным интерпретатором текстовой реальности становится режиссёр-постановщик. Из чеховского мира трудно выделить какие-то определённые мотивы и сюжетные линии, организующие действие — их слишком много, каждый элемент важен для художественного концепта. Диалоги и монологи персонажей "Вишнёвого сада", как правило, отличаются пошлостью, бессодержательностью в контексте образовавшегося конфликта вокруг имения, несоответствием тому, что делается на самом деле. Сумбурность речи как бы дублирует характер жизни с её скрытыми мотивами и незамечаемыми детали, меняющими ход "пьесы". Диалоги в комедии достаточно разные: от бытовых и комических до лирически-трагических, что влияет как на атмосферу ситуации, так и на её тематику. В беседы философского характера вторгаются незначительные, "мелкие" темы, вроде воспоминаний Фирса или подробностей карьеры Гаева. Создаётся ощущение полифонии: герои сосредоточены исключительно на своих мыслях, и поэтому ответы на исповедальные монологи некоторых действующих лиц выходят совершенно не мотивированными. К примеру, воспоминания Раневской о детстве, трогательные и искренние, сопровождаются шуточными репликами Шарлотты Ивановны, не имеющими ничего общего с заглавной сценической ситуацией. С помощью психологического параллелизма в разговоре Гаева со шкафом Чехов создаёт комический эффект, скрывающий за собой серьёзную жизненную трагедию. Это символические поминки по собственному прошлому, когда ещё было возможным мыслить и чувствовать. Примечательно, что одним из излюбленных драматургических средств Чехова является ремарка "пауза" — призыв к размышлению как для зрителя, так и для самого персонажа, как бы это ни было парадоксально. Кроме того, это также способствует убедительности диалогов, ведь в реальной жизни люди не говорят безостановочно. Особенность композиции "Вишнёвого сада" ещё состоит в том, что из диалогов действующих лиц выделяются высказывания монологической природы, благодаря которым в пьесе обозначается идеологический конфликт. Неспособность общаться (помимо демонстрации замкнутости персонажей) сдвигает акцент на внутренние переживания, тем самым показывая разнообразие точек зрения на жизненные коллизии. И возможность высказаться доступна не только главным персонажам, но и второстепенным: они самостоятельно рассказывают зрителю свою биографию. Ощущение совершенной потерянности появляется, допустим, после монолога Шарлотты — она ничего не знает о собственном происхождении, и в этом заключается одна из проблем, поставленных А. П. Чеховым: теряя связь с личной историей, мы перестаём понимать движение жизни. Контрастным на этом фоне кажется Лопахин, поскольку, пожалуй, это единственный герой, который в курсе того, что было и что должно произойти. Мечты о деятельном и разумном мире питают представители нового поколения — Петя Трофимов и Аня, однако, увы, им суждено остаться "вечными студентами". Из-за внутренней и внешней разобщённости "старым" людям не удаётся вишнёвый сад — метафорический образ России с её дворянским укладом жизни. Благодаря переосмыслению роли диалогов и монологов в драматическом произведении, Чехову удалось создать новаторскую пьесу, в которой показана трагическая раздробленность человечества накануне нового века. Речи невпопад не только воссоздали "реальность" на сцене (одиночество и невозможность переубеждения), но и подтвердили комедийный жанр "Вишнёвого сада". Обновлено: Опубликовал(а): kalashnilusha Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|