Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? Аргументы Д. И. Фонвизин «Недоросль», Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Александр Николаевич Радищев — писатель эпохи Просвещения, главной идеей которой была мысль о равноправии, просвещении и образовании человека. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) Радищев пишет о «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй», то есть о крепостном праве, унижающем крестьян. Писатель — за то, чтоб к каждому человеку относиться как к свободной личности, имеющей право на уважение со стороны общества, государства и других людей, независимо от его положения в обществе.

Идея благородна и актуальна для того времени, но она не утратила своего значения и сегодня. Итак, что значит «видеть человека в другом»? Во-первых, признавать его равенство с окружающими, так как это его естественное право. И, во-вторых, понимать любого человека, быть внимательным к его внутреннему миру. Именно проникнуться сочувствием к бедственному положению крестьян призывал «жестокосердного помещика» в своё время Радищев. И если ты принимаешь эту мысль, то ты гуманист, то есть человек в лучшем смысле этого слова. Особенно эта тема волновала писателей 18 - 19 века, когда в обществе только ещё витали идеи социального и естественного равенства. Поэтому логичным будет для подтверждения этой мысли обратиться к русской литературе восемнадцатого века.

Так, главная цель комедии писателя-классициста Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» (1782) — показать победу добра, просвещённого разума в сфере отношений между людьми в условиях крепостного права. Человеком может себя считать только тот дворянин, который признаёт, что к крепостным нужно относиться как к людям, а не как к скоту. Опять вспоминаются строки Радищева:

Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек.

Именно по отношению к этой идее все герои делятся на положительных и отрицательных. Отрицательные – те, в которых человек ещё не проснулся, возомнившие себя выше других, вопреки естественному праву на равенство. Это «злонравные» помещики Простакова и Скотинин, которые смотрят на крепостных, как на скот. Убытки Скотинин «дерёт с своих же крестьян», отбирая у них всё, что можно. Госпожа Простакова унижает слуг. Няньку Митрофанушки Еремеевну называет « бестией», «старой хрычовкой» и ударить может. Вспомним, как помещица разговаривает с Тришкой, обузившим кафтан. Для неё слуги — это люди низшего разряда. Впрочем, её грубость распространяется и на безвольного мужа. Особенно карикатурно, с точки зрения современного читателя, нарисован образ Скотинина, брата госпожи Простаковой. Его главная любовь — свиньи. Вот и на Софье он хочет жениться не из-за любви к девушке, а потому что его привлекают Софьины деревеньки, а в них — свиньи. Группа положительных персонажей — Правдин, Стародум, Милон и Софья — стоят на позициях просвещения. Они осуждают самодержавно-крепостнический режим в той форме, какую он принял при Екатерине. Так, Стародум в диалогах с положительными персонажами обсуждает проблемы морали и воспитания. Правдин по своей инициативе берёт в опеку дом и деревни Простаковой. Бесчеловечность отрицательных персонажей в конце пьесы наказывается по закону. В комедии декларируется идея доброго отношения помещиков к крепостным крестьянам. Более, чем все другие, человеком предстаёт сам автор. Изображая отрицательную героиню госпожу Простакову, он пытается заглянуть в её внутренний мир. Мы видим трагедию несчастной матери. Её слепая материнская любовь связана с необразованностью и ведёт к тому, что сын также становится неучем. Для него главное — поесть, погонять голубей, поспать. А ещё он знает одно: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофанушка не уважает и не любит свою мать. В нем не воспитали человека. Другие люди для него не существуют. Таким образом, Д. И. Фонвизину удаётся донести до читателей мысль о необходимости равенства людей перед законом и идею внимательного отношения к человеческой душе, независимо от его сословной принадлежности.

Эта тема развивается и в сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» (1792), в которой внимание к внутреннему миру человека является особенностью художественного метода. Дворянин Эраст, полюбив крестьянскую девушку Лизу, предаёт её, так как, заботясь о своём материальном положении, женится на богатой вдове. Пренебрежение Эраста приводит героиню к самоубийству. Читатель вместе с автором проникается сочувствием к судьбе Лизы. Главной идеей повести является мысль о том, что «и крестьянки любить умеют!». Мы снова, как и в комедии Фонвизина, видим провозглашение идеи внимательного отношения к внутреннему миру любого человека, независимо от его социальной принадлежности. Быть человеком — значит понимать другого, сочувствовать ему, пытаться поставить себя на его место, чтобы испытать его страдания. Вот что нужно понимать под словами «видеть человека в другом».

Современное общество стало демократичным и толерантным. Идея равенства официально узаконена. Но, к сожалению, в обычной жизни не каждый может проявить свою человечность. Вот почему нужно воспитывать в себе человека — для этого необходимо научиться терпению, любви, пониманию по отношению к окружающим. Быть человеком — значит воплощать в обычной жизни идеи равенства, гуманности и милосердия, внимательно относиться к людям. (727 слов)

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском